Главная » Статьи » ЕВРОПА » Прибалтика

Литовская осень. Часть 1 (10/2013)
Часть 1 - Вильнюс
Часть 2 - Тракай - Каунас
Часть 3 - Каунас (продолжение) - Вильнюс

На носу были дочкины осенние каникулы. Мы их ничем занимать не собирались, так как этот учебный год у нас посвящен Галиному спорту. Но за пару недель до наступления отдыха, за дружеским вечерним чаем с нашими соседями, вдруг откуда-то в разговоре всплыл Вильнюс. Максим долго не раздумывая, предложил друзьям махнуть на машинах в бывшую союзную республику. Нам-то что, визы есть – остается только «подпоясаться». На следующий день мной уже было вынесено несколько отелей на обсуждение, и к вечеру один из них забронирован. Отель выбирался с целью проведения именно дружеского досуга: простор для 4-х детей, да для нас взрослых - банька-сауна. Но у друзей, по независящим от них причинам, «пазл» не сложился, и самая спонтанная наша поездка чуть не сорвалась. А потом мы с Максимом подумали-подумали, и решили рвануть сами, своей семьей.

С отелем решили ничего не менять и оставить забронированный мной Margis.  Единственное, нам всё-таки пришлось перенести даты поездки на пару дней, так как дочка удачно выступила на соревнованиях и ей пришлось играть ещё и в те дни, на которые изначально планировалась поездка.

Итак, 6 октября. Решили стартовать вечером, чтобы ночь провести в дороге, и как можно раньше прибыть на границу. Таким же образом мы выезжали год назад в Эстонию, и нам ночная дорога показалась удачным решением. Дальше будет описание дороги, кто ездил сто раз – может пропустить.

Сегодня вы выезжаем от дома в 19.40. В нашей замечательной машине есть штатный навигатор TomTom с уже загруженными картами Европы. Пугало только отсутствие детальной карты Белоруссии, но мы решили, что и так справимся с этой задачей. Егору было дано задание спать, он сын послушный, и уснул ещё в Москве. Ехать решили по Минскому шоссе. На ближайшей BP заправили полный бак и сбросили показатели бортового компьютера. Навигатор отмерил до границы где-то километров 900 и какое-то нереальное количество времени в пути.

Можно неустанно петь дифирамбы Минке, это просто какой-то кайф, небо и земля по сравнению с дорогой в Эстонию (по Новой Риге). Две полосы, отличное покрытие, везде разметка. Чтобы не нарываться на штрафы, я сразу поставила машину на круиз-контроль. Собственно, так на круизе, мы и проездили все следующие пять дней.

Первую остановку сделала около 12 или часа ночи, все кто проснулся – сходили в туалет, Егор продолжал мирно посапывать. Я хлебнула горячего чайку и поехала дальше – ни сна, ни усталости, чудеса какие-то делает отличная дорога! Под храп всей семьи я въехала в Белоруссию. Когда в баке оставалось бензина на 130 километров (примерно 150 км до Минска), я начала искать заправку. Там же как раз хотела поменяться с Максимом местами. Время было уже около 2-х ночи, бензин таял у меня на глазах, а никаких заправок и в помине не было. Когда оставалось на 70 километров, проснулся Максим, видимо почуял мою тревогу. Ух, наконец-то, есть станция, на неё мы въехали, когда компьютер показывал топлива на 48 км. К этому времени я успела проехать более 600-та километров, а Максим немножко подремать, потому мы с радостью махнулись местами: он за руль, а я спать.

Для перехода границы мы выбрали пограничный пункт Каменный Лог - Мядининкай. Кстати, для тех, кто собирается первый раз в такую поездку: грин-карту можно без проблем оформить практически на протяжении всего участка трассы Беларуси. Уснуть я так и не смогла почему-то, а в 5 часов утра проснулся сынуля, и сразу так и возвестил всем: «Я проснулся!». Он начал активно следить за дорогой, отпуская постоянно какие-то бодрые комментарии. Перед границей мы ещё раз заправились до полного бака и удачно рассчитались рублями на белорусской заправке. Километров за 7-8 до границы началась очередь из фур. Объезжая её, двигаешься всё время по встречке, не очень приятно. К шлагбауму мы подъехали вторыми, а время было 5.55 по нашему российскому (итого до границы мы ехали 10 с половиной часов). Переход обеих границ у нас занял ровно 20 минут. Детей нигде не просили доставать из машины, и даже по дезинфицирующему коврику ходили только мы с Максимом.

Итак, мы в Литве. Что мы имеем из положительных моментов: дорогу проскочили на ура – быстро, с минимумом машин в попутном направлении, ну, а встречный поток на этой дороге вообще волнует мало; граница пройдена за 20 минут. А вот отрицательным моментом стало время! В Литве было 5.15, а заселение-то в отель начинается в 14.00. И что с этим делать, мы оба не знали. Отъехали от границы, неудачно проскочили придорожное кафе, развернуться возможности не было – снова бесконечный хвост из фур, теперь уже нам на встречу. Свернули на какую-то первую попавшуюся парковку для большегрузных автомобилей и там устроили перекус: горячий чай, бутерброды, фрукты. Удалось убить минут 20-30. Шесть часов утра и куда нам ехать? Наш отель находится в 8 км от Тракая. Решаем для начала ехать в Тракай. Так как расстояния там небольшие, то ничего удивительного, что уже минут через 50 мы были в Тракае. Когда мы въехали в город, нас с Максимом начало "вырубать", и как я не силилась не закрывать глаза оставшиеся 10 минут дороги – я просто выпала из действительности в глубочайший сон. Максим каким-то не мыслимым трудом доехал до первой попавшейся парковки в центре города, прямо перед магазинами. Я открыла глаза, муж спросил: «что будем делать?» Часы показывали что-то чуть меньше семи утра. Я ответила: «Спать!»

Проснулись от того, что рассвело. Мимо машины шли люди, много людей, оказывается мы стоим на парковке перед магазинами. На нас не обратил внимание только ленивый. Мы протёрли глаза, вся прошедшая ночь в пути, как будто осталась во сне. И сколько вы думаете было времени? Восемь утра! Что же делать, в конце концов?! И мы решили всё-таки прокатиться до отеля, ну хотя бы разведать где он находится, делать-то всё равно нечего.

Всего в 8 км от Тракая, на берегу озера Margis, находился наш замечательный отель Margis.
Литва, отель Margis

Мы приехали на практически пустую парковку, и я решила всё-таки заглянуть на рецепшен, попытать счастья. И оно было – в виде ключей от нашего домика. Перед нами ещё извинились, что дом не успел прогреться, и горячая вода будет только после нагрева бойлера. Но мы и этому были счастливы – время полдесятого, а мы уже заселились в свой домик.

Третий завтрак за сегодняшнее утро. Домик начинает отогреваться, и мы уже наконец-то, снимаем верхнюю одежду. Часам к 11 мы стали свеженькими как огурчики, и готовы были ехать осматривать столицу Литвы – Вильнюс. Благо от отеля до города всего каких-то 30 км.

Навигаторам (машинному и нашему любимому телефону Нокиа) задали парковку в центре Вильнюса, оба навигатора вели совершенно в разные стороны. Особенно нелегко мне пришлось, когда я ехала по самому центру, а они в два голоса, в разнобой одновременно диктовали: поверните налево, поверните направо. Уф, парковку наконец нашли, подземную за 3 лита в час.

Выбираемся на поверхность и оказываемся на проспекте Гедиминаса.
Литва, Вильнюс

Осень во всю заявляет о себе бесподобно яркими красками.

Случайно натыкаемся на центральный Главпочтамт. Специально зашли туда за литовскими почтовыми марками. Марки есть, но тут мы обнаружили, что из денег у нас только евро, а карточку принять отказались. Надо где-то найти банкомат, уходим с почты в его поисках. Банкомат нашли, снимаем деньги с карты, ура! Теперь у нас есть местная валюта. Максим сопротивляется, но мы с Галкой всё-таки тянем его обратно на почту за марками.
Литва, ВильнюсЛитва, Вильнюс

Ну, всё теперь можно начинать прогулку по Вильнюсу. Достаём из рюкзака путеводитель Вокруг Света и стараемся следовать проложенному в нём маршруту.
Мимо «Трех муз» Национального драматического театра Литвы

мы подходим к главной площади города – Кафедральной.
Литва, Вильнюс

Когда-то здесь находился Нижний замок. А сейчас разместились Архикафедральный собор, колокольня и памятник Гедиминасу. Собор Св. Станислава и Владислава стоит на месте более древнего, возведенного в XIII веке. Новый готический храм начал строится в 1387 году. Здание постоянно перестраивалось, и в 1801 году приобрело свой сегодняшний облик в стиле классицизма. Высокая колокольня рядом с собором – это перестроенная оборонительная башня Нижнего замка. Основание башни, скрытое под землей, относится к первой половине XIV века, круглая четырехэтажная часть к XV веку. Башню неоднократно перестраивали, сейчас её высота составляет 57 метров. На колокольне размещены главные городские часы и 17 колоколов.

Литва, ВильнюсЛитва, Вильнюс

Памятник основателю города – князю Гедиминасу.
Литва, Вильнюс

Перед Кафедральной площадью размещается парковка ярких оранжевых прокатных велосипедов (с 15 июля 2013 года в Вильнюсе начала действовать городская система аренды велосипедов. 200 оранжевых велосипедов расположились на 25 стоянках по всему центру города. "Фишка” системы в том, что, взяв велосипед на одной стоянке, можно вернуть его на любой другой, конечно, если на ней есть свободные места. Все подробности пользования и оплаты можно прочитать здесь).

С Кафедральной площади хорошо видна гора с Тремя крестами. Когда-то эта гора называлась Голой и на ней стоял Кривой замок. В 1390 году замок был захвачен и сожжен крестоносцами. В честь убитых на горе монахов-францисканцев в XVII веке здесь были поставлены три деревянных креста. Кресты ветшали со временем и менялись на новые, пока наконец в 1916 году не были заменены на железобетонные. Но и этим крестам была уготована недолгая судьба, в 1950 году их взорвала советская власть. И лишь в 1989 здесь были установлены новые кресты. Кстати, взорванный крест лежит в парке.

Но сегодня на эту гору мы не собирались забираться. Пройдя по узкой улочке между Архикафедральным Собором и Дворцом правителей Литвы, мы оказались в небольшом сквере, разбитом возле Нового Арсенала.
Литва, Вильнюс

За Новым Арсеналом разместился Старый, в здании которого находится музей Прикладного искусства. Старый Арсенал был построен на руинах оборонительной стены Нижнего замка в XVI веке. Здесь же во дворе можно попасть на фуникулер, который поднимет вас на Замковую гору.

Фуникулёр работает с 10 до 19 (май-сентябрь), в остальное время с 10-17. Но касса закрывается за полчаса до конца работы кабинки. Можно купить билет туда-обратно за 3 лита, а можно в одну сторону за 2 лита. Мы туристы совсем не ленивые, но дети просто обожают фуникулеры, потому взяли билеты по 3 лита. За Галку тоже заплатили полную стоимость.

Высокая гора, окруженная реками, была идеальным местом для строительства крепости. С XI по XIII век здесь стоял деревянный замок. Гора была лысой, т.е. деревья на ней не росли. Окружала замок оборонительная стена. Каменный верхний замок появился приблизительно во второй половине XIV века. В это же время на крепость регулярно нападают крестоносцы, но взять замок им так ни разу не удалось. В настоящее время от замка осталась лишь Башня Гедиминаса и восстановленный готический дворец.
Литва, Вильнюс

В башне размещен музей, вход в него платный (5 лит/взрослый, 2 лита/ребенок). Зато здесь можно фотографировать экспонаты.

С крыши Башни Гедиминаса открывается великолепная панорама на Вильнюс старый и современный. И даже пасмурная погода не смогла испортить впечатления от города, его улочек и соборов.

Обратно нам пришлось спускаться пешком, так как фуникулер сломался. Т.е. на 3 лита нас надули :)

Галчона нашла какой-то вход в подземелье, но наши мальчики уже давно скрылись за поворотом, так что пришлось проигнорировать находку.
Литва, Вильнюс

Спустившись с Замковой горы, мы отправились в сторону костела Св. Анны. В поисках туалета случайно забрели в уютный парк Серейкишкю. Здесь есть фонтаны, высажено много растений с названиями на табличках.

Неподалеку от костела дети нашли вот такие маски. Самые ужасные я фотографировать не стала.
Литва, ВильнюсЛитва, Вильнюс

И вот он, красавец – костел Святой Анны.
Литва, Вильнюс

Костел был возведен около 1500 года, его архитектор доподлинно не известен. После пожара 1564 года он был восстановлен лишь в 1581 году. Собор неоднократно горел, после каждого пожара он перестраивался. При прокладке улицы, в 1872 г., была снесена колокольня собора, вместо неё рядом построена новая, которая и сохранилась до наших дней.

Примыкает к костелу Святой Анны ещё один – костел Бернардинцев, который был возведен в 1506-1513 гг. Так как он возводился одновременно с городской оборонительной стеной, то у собора имеются оборонительные башни и бойницы. В середине XVII века монастырь и костел были разграблены, а монахи и жители, скрывавшиеся в монастыре - убиты. Сам костел был сожжен. И лишь через 20 лет костел был снова восстановлен. После реконструкции фасад собора приобрел ренессансные формы.

Как же я люблю готические соборы! Но, к моему великому сожалению, попасть в них можно было только до конца сентября. Потому мне досталась лишь прогулка в открытом внутреннем дворе.

Хотя, одним глазком внутрь костела Бернардинцев мне всё же удалось заглянуть.

Голодная семья ждала меня снаружи. На данный момент их уже ничего не интересовало больше, кроме как поиск подходящего ресторанчика. Да и не мудрено, ведь последний раз мы перекусывали бутербродами в 10 утра.

Я шла по улочке и оборачивалась на эти два великолепных костела, всё никак не могла оторвать взгляд.
Литва, Вильнюс

Костел Святого Михаила, 1625 года постройки.

Ресторан нашли совершенно случайно. Практически никакой вывески снаружи, как будто просто вход в жилой дом. Интерьер ресторана был очень интересным: старая-старая мебель, потолок из деревянных балок.

После вкусного обеда, мы попали на интересную улицу. Стены её домов были обвешаны различными экспонатами, с совершенно непостижимым смыслом.
Литва, Вильнюс

Мы отправились в сторону парковки. Наш путь лежал через красивые улочки Вильнюса, на которых разместились интересные старые дома.

Самое большое впечатление на нас произвела улица Sv. Ignoto, с расположенным на её углу доминиканском костёлом Святого Духа.

Нынешнее здание — уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. По некоторым предположениям, небольшая деревянная церковь в этом месте стояла уже во времена князя Гедимина. В 1408 году князь Витовт поставил здесь костёл во имя Святого Духа. При Казимире Ягеллоне в 1441 году храм был перестроен и расширен уже как каменный.
Храм пострадал при нашествии шведов в 1702 году. Катастрофические разрушения приносили опустошительные пожары XVIII века. По свидетельству современника пожара 1748 года, выгорело всё, включая первый в Вильне орган и гробы в подземельях костёла. Остались лишь стены с обгоревшей и осыпавшейся штукатуркой. После пожаров 1748 и 1749 годов в сравнительно короткий срок стараниями доминиканцев и меценатов к 1770 году храм и монастырь были заново отстроены. После этого костёл приобрёл пышный декор в стиле рококо.
Под храмом располагаются подземелья — девять готических подвалов, образующих овеянный слухами и легендами лабиринт. Длина самого большого из них 33 м. Предполагается, что они двухуровневые (а возможно и больше). Издавна в подземельях осуществлялись захоронения, в XVI—XVII веках не только монахов, но и знатных жителей города. В подземельях хоронились также многочисленные жертвы эпидемий холеры и чумы. Вероятно, среди похороненных здесь и те, кто умер во французском военном госпитале, размещённом в монастыре во время войны с Россией в 1812 году. Особенности микроклимата (постоянная температура и сухой воздух) способствовали тому, что часть трупов не разлагалась, а консервировались, подвергаясь своего рода мумификации. Очень много информации о Костёле Святого Духа можно прочитать в Википедии.

Литва, Вильнюс

Всё здесь было таким старым, таким настоящим. Мы шли и гадали, что интересно находилось в прошлые времена в этих домах и зданиях.
Литва, ВильнюсЛитва, Вильнюс

С этой улочки был виден красивейший собор Святой Екатерины.
Литва, Вильнюс

Ну, а мы, петляя вильнюсскими улицами, по-тихоньку, выбрались к своей парковке.

Литва, ВильнюсЛитва, Вильнюс

Вечер мы провели в ресторане нашего отеля Margis, отметив скромно день рождения Максима. И нам совсем не верилось, что сегодня мы всю ночь ехали на машине, и поспав всего часок, прогуляли с детьми весь день по столице Литвы.